Невостребованный выпускник – брак в работе учебного заведения
Предложения касаются образования как пути к профессии
Административная система организации образования в России в настоящее время не соответствует рыночным реалиям. Следствием неспособности к эффективному саморегулированию является постоянное общее снижение качества выпускников, поразительный избыток одних специалистов при недостатке других и бесконечные криминальные истории в сфере образования.
Образование – это важнейшая отрасль народного хозяйства по производству квалифицированной рабочей силы. Учебное заведение должно нести непосредственную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Тогда, и только тогда, начнет работать автоматически и объективно принцип обратной связи.
Бизнес на конкурсной основе и при условии желания самого выпускника должен выбирать и заключать с готовым молодым специалистом трудовой контракт на конкретный срок. Контракт обеспечивает соблюдение прав и выполнение обязанностей сторон. Учебное заведение на рыночной основе получает деньги за каждого выпускника.
На полученные средства профессиональное учебное заведение живет, развивается и может талантливых и трудолюбивых студентов взять на полный пансион при необходимости. Невостребованный выпускник – брак в работе учебного заведения. Небольшая величина такого брака допустима и даже полезна. Это показатель рассогласования.
В свою очередь профессиональное учебное заведение определенный процент от средней стоимости своего выпускника за предыдущий период (данной специальности) платит средней школе, в которой (которых) учился поступивший абитуриент. Так обеспечивается частичное финансирование среднего образования. На полученные средства школы живут и развиваются.
Всякое взимание платы со школьников и студентов при поступлении и за обучение должно быть запрещено законом.
Государство должно осуществлять софинансирование учебного заведения. На каждый рубль полученный учебным заведением от «продажи» выпускников, государство перечисляет учебному заведению определенное количество рублей. Если нет «продаж», то нет и государственных рублей.
Работодатели платят за молодых специалистов и потому явно или косвенно определяют, чему и как учить. Профессиональные учебные заведения, самостоятельно объединенные в профильные образовательные ассоциации во главе с ведущими ВУЗами, станут требовательными, квалифицированными и платежеспособными заказчиками научных исследований рынка труда и будут через себя транслировать требования школам.
Учебные заведения стоящие во главе таких образовательных ассоциаций будут обеспечивать непрерывный патронаж нижестоящих учебных заведений, что лучшим образом отразится на образовании в целом.
В таких условиях многократно возрастает и становится реальной ответственность за свои действия всех участников процесса: учебных заведений, учащихся, работодателей. Начнется самостоятельный процесс обновления и перестройки системы образования в соответствии с текущими и будущими требованиями экономики. Самостоятельно и объективно вместо административной вертикали возникнет вертикаль профессиональная, педагогическая, научная. Возникнет всеобщий эффективный механизм взаимодействия профессиональных учебных заведений, средней школы и, возможно, дошкольных учреждений.
Такая организация образования обеспечивает социальную справедливость. Обеспечивается всеобщее и безусловное влияние бизнеса на систему профессионального образования. Государство обеспечивает свое влияние как крупнейший работодатель.
Снимется острота проблемы «утечки мозгов» за рубеж. За эти «мозги» учебному заведению будут хорошо платить.
Различные премии и гранты в области образования не могут служить системной финансовой основой образования в целом.
Более того, система грантов учителям и школам за достижения отдельных учеников порочна в принципе. Необходимо работать со всеми учащимися, достигать высокого среднего результата. Учебное заведение не проживет за счет нескольких победителей олимпиад. Победители олимпиад должны только дополнять имидж образовательного учреждения, но характеризовать общее качество его работы должны обычные экономические показатели. Должны быть отменены всякие льготы при поступлении для медалистов и победителей любых олимпиад. Такие достижения должны приниматься во внимание как дополнительный фактор при поступлении. Это решение снимет нездоровый интерес к медалям и олимпиадам.
Профессиональные учебные заведения начнут искать эффективные способы отбора абитуриентов.
Профильные ассоциации вузов, техникумов, училищ могут формировать на конкурсной и платной основе в регионах коллективы местных преподавателей, которые под их руководством проводят вступительные экзамены. За каждую оценку отвечает конкретный преподаватель. Персональная ответственность преподавателя за каждую оценку решит проблему объективности. Это один из множества различных возможных вариантов вступительных испытаний (включая ЕГЭ).
Так естественным образом возникнут широкие и прочные связи профессионального и среднего образования. Необходимость поиска вакансий для будущих выпускников заставит профессиональные учебные заведения налаживать эффективное взаимодействие с предприятиями. Будущий выпускник уже на этапе производственной или дипломной практики будет в большинстве случаев знать свое будущее место работы. Предлагаемая система экономически уже никому не позволит получать и давать образование «для корочки». Покупка дипломов тоже теряет смысл. Работодатель не будет покупать «кота в мешке».
В предлагаемой системе принципиально отсутствует почва для коррупции при поступлении и в процессе обучения. Руководитель учебного заведения будет вынужден «каленым железом» искоренять эту самую коррупцию. Иначе учебное заведение просто не выживет. Поэтому задачу отбора абитуриентов могут и должны решать сами учебные заведения. При наличии тщательного отбора при поступлении теряют смысл всякие выпускные экзамены в школе. Необходимо просто выдавать документ об окончании соответствующего количества классов с указанием средних оценок по предметам с точностью до сотых долей.
Школьник должен в течение всего периода обучения нарабатывать знания и навыки, а не брать предметы штурмом перед экзаменом.
Конечно, потребуется некоторый переходный период от одной системы организации образования к другой. Важно понимать, куда и как идти. Важно, что таким образом будет создан социально-экономический механизм постоянной и эффективной самоорганизации, совершенствования и очищения системы образования.
Следует прежде всего думать о принципах работы, о целеполагании в системе образования. А сколько времени следует учиться 4 года + 2 года или 5 + 1 или как-то иначе покажет практика и должны решать сами учебные заведения.
Такой механизм поднимет трудолюбивых и талантливых, при этом будет отторгать криминал, формализм и некомпетентность.
Анатолий ГОЛЬДШТЕЙН, зам. техдиректора ЗАО «Волмаг», Чебоксары
КОММЕНТАРИИ
Речь идет о существующей в РФ системе управления образованием, которая несмотря на колоссальные усилия и затраты остается, в своей основе, нерешенной проблемой.
И тому есть простая причина.
Сохранившаяся командно-административная система управления образованием словно застряла в советском прошлом и не соответствует реалиям рыночной экономики.
Отсюда принципиальные и неустранимые проблемы в образовании несмотря на значительные усилия государства.
Систему управления образованием необходимо адаптировать к рыночным условиям с учетом социального государства.
Ранее было опубликовано предложение по коренному исправлению ситуации с управлением образованием.
Предложение было опубликовано в «Учительской газете», №25 от 23 июня 2015 года.
Ссылка на статью
http://www.ug.ru/archive/60825
К сожалению, “Учительская газета” имеет малый тираж и публикация осталась незамеченной.
Предлагается способ управления большой системой через создание глобального (в рамках РФ) мотивационного поля, которое на всех участников процесса будет (непрерывно и автоматически) оказывать направляющее и корректирующее воздействие для достижения конечной цели:
«Обеспечение экономики РФ профессиональными кадрами в нужном количестве и качестве».
Необходимость воспитания морального и патриотического в полной мере осознается большинством педагогического корпуса и будет решаться одновременно.
Основой такого воспитания будет общий принцип «как потопаешь, так и полопаешь» главенствующий в предлагаемой системе. Этот принцип касается учеников, учителей и руководителей в сфере образования.
Существующая система управления образованием (в т.ч. платного) не является рыночной.
Критерии спроса и предложения искажены до крайней степени.
Конкурс при поступлении в учебные заведения формируют “девчонки и мальчишки а также их родители” на основе моды и различных мифов о востребованности той или иной профессии.
Тогда как конкурс должен формироваться на основе глубокого изучения текущей и будущей потребности рынка труда.
Прием и обучение по “целевым направлениям” от предприятий и за счет предприятий на самом деле, в основном, является легализованным способом поступления “по знакомству” “низкобальников” в обход конкурсных процедур.
Должно быть реализовано целеполагание в сфере образования:
Успешная социализация молодого поколения в обществе с учетом способностей и устремлений самого человека.
Успешная социализация молодежи имеет важнейшее значение для общества:
1. Любимая работа, достаток, удовлетворенность от жизни
2. Своевременное создание семьи и позитивное влияние на демографию
3. Ощущение успешности и перспективы
4. Своевременное обеспечение экономики необходимыми профессиональными кадрами
И как общий результат – социальная стабильность.
Необходим разный подход к различным видам образования.
Есть образование, образование и образование:
1. Образование ка путь к профессии (каждый учащийся средней школы в конечном итоге должен быть ориентирован на получение профессии).
2. Просвещение (музыкальные, художественные школы, только малая часть учащихся становятся профессиональными музыкантами и художниками)
3. Вспомоществование (коррекционные школы для детей с проблемами со здоровьем)
Каждый вид образования требует своего способа управления, порядка финансирования и своих критериев оценки работы.
Предложения касаются образования как пути к профессии. Высвободившиеся средства могут быть направлены на два других вида образования.
Мотивация.
Для системы образования предмет труда – ребенок, молодой человек, а средство производства – учитель. Человек действует или бездействует согласно своей внутренней мотивации или отсутствии мотивации.
Необходимо в первую очередь формировать мотивацию человека, и только потом имеет смысл создавать для человека те или иные условия (компьютеры, интерактивные доски и прочее).
Глубоко мотивированный человек будет достигать своей цели, даже вопреки внешним условиям.
Данное предложение формирует мотивационное поле, которое будет пропитывать насквозь всю систему образования, будет сонаправлять вектора мотивации всех участников процесса образования и непрерывно, круглосуточно руководить действиями всех участников процесса от нянечки в детском саду до ректора самого продвинутого ВУЗа.
Важно, что данное предложение при всей его “рыночности” обеспечивает равный и полностью бесплатный доступ к любому профессиональному образованию молодежи из всех слоев общества. Для любой, даже неполной семьи образование ребенка перестает быть проблемой в материальном плане.
Не раз говорилось о “скрепах”, которые должны делать наше общество единым, сильным.
Данное предложение показывает пример таких “скреп” в самом важном и чувствительном – в обучении и воспитании подрастающего поколения.
С практической точки зрения необходимо искать пути организации по данному предложению широкого экспертного обсуждения представителей предприятий-работодателей, высшей и средней школы, психологов, детских врачей, старших школьников, студенчества, родительской общественности.
Только результат подобного живого обсуждения, а не бюрократический ответ министерств и ведомств, покажет значимость, позитивность и конструктивность данного предложения