Минфин РФ заключил соглашения с тремя первыми регионами о списании задолженности по бюджетным кредитам на 15,6 млрд рублей, сообщается на сайте ведомства. Речь идет об Алтайском и Ставропольском краях, а также о Республике Адыгея. Какие еще регионы нуждаются в поддержке и какие виды помощи субъектам наиболее эффективны, разбирались «Известия».
Дотации и списания
На сегодняшний день наблюдается устойчивый рост налоговых и неналоговых доходов регионов, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина. В 2021 году +26% к 2020 году, в 2024 году +15% к 2023 году, при этом объем трансфертов региональным бюджетам с 2020 года остается стабильным (на уровне 3,9−3,7 млрд рублей в 2020—2024 годах). Среди мер финансовой поддержки регионов можно выделить — распределение межбюджетных трансфертов в том числе дотации на выравнивание и списание задолженности по бюджетным кредитам.
Инструмент списания ⅔ задолженности по бюджетным кредитам не имеет прямого отношения к дотационности регионов, пояснил «Известиям» директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Дмитрий Землянский.
— Дотации на выравнивание распределяются в соответствии с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности и являются межбюджетным трансфертом (прямым предоставлением средств из федерального бюджета бюджету региона), — пояснил эксперт. — Списание задолженности — инструмент принципиально иной. Субъекты федерации обязуются потратить средства из собственных доходов бюджета на реализацию определенных проектов (перечень согласовывается федеральным правительством).
Требования к проектам также определены правительством, добавил эксперт. Для регионов с более высоким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности обязательно должны быть новые инвестиционные или инфраструктурные проекты, налоговые расходы (налоговые льготы). Регионы с более низкой расчетной бюджетной обеспеченностью могут потратить средства как на новые проекты, так и просто на реализацию национальных проектов.
— Кроме того, важно, чтобы не менее половины средств были направлены на проекты в сфере ЖКХ, — сообщил Дмитрий Землянский. После того как средства будут потрачены, регионам на аналогичную сумму будет списана задолженность. Речь идет именно о списании задолженности по ранее выданным бюджетным кредитами, об определенных лимитах для каждого субъекта Российской Федерации.
Особенно нуждаются в федеральной господдержке территории с ограниченной налоговой базой, высокой социальной нагрузкой или необходимостью реализации инфраструктурных проектов, сказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. Списание долгов по бюджетным кредитам — мера своевременная, позволяющая регионам высвободить ресурсы для развития.
— Однако важнее устойчивые источники дохода. Наиболее эффективными формами поддержки могут быть стимулирующие трансферты, инфраструктурные бюджетные кредиты и участие регионов в программах государственно-частного партнерства (ГЧП). Это создает условия для привлечения частных инвестиций и роста налоговых поступлений.
Экономика регионов
Более двух третей субъектов Федерации ежегодно формируют бюджеты с существенной долей трансфертов, а совокупный региональный долг превышает три триллиона рублей, уточнил в беседе с «Известиями» заместитель заведующего кафедрой экономической политики и экономических измерений ГУУ Артем Савостицкий. Для части субъектов — прежде всего это республики Северного Кавказа, регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока — федеральная поддержка обеспечивает свыше половины доходной базы, что указывает на хроническую недостаточность собственных поступлений.
— Кроме Адыгеи, Алтайского и Ставропольского краев в острой ситуации находятся Дагестан, Чечня, Ингушетия, Тыва и Калмыкия, а также Чукотский и Ненецкий автономные округа, на Дальнем Востоке это Камчатский край и Магаданская область, — сообщил он. — В центральной части России уязвимыми являются Ивановская, Тамбовская области и Мордовия, где трансферты обеспечивают более 25% доходов. Общая черта этих регионов — это ограниченный налоговый потенциал, слабая инвестиционная база и высокий удельный вес социальных обязательств.
Проблемы не новы, но обострились в последнее время из-за высокой ключевой ставки и вытекающих отсюда сложностей: привлечения новых займов и их обслуживания, сказал «Известиям» доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС Рафаэль Абдулов. Не привлекать займы невозможно, так как нужно финансировать государственные программы. В поддержке сейчас нуждаются регионы, которые страдают от санкций, например Кемеровская область, столкнувшаяся с падением экспорта угля.
Однако в целом ситуация с региональными бюджетами в 2025 году устойчивая, считает Дмитрий Землянский. Она в целом даже лучше тех ожиданий, которые были по итогам 2024 года. Ведь в прошлом году на волне дефицита кадров и зарплатной гонки быстро росли поступления НДФЛ, но одновременно более чем в половине субъектов наблюдалась просадка поступлений налога на прибыль организаций.
— В 2025 года рост поступлений НДФЛ продолжается, хоть и замедлился. А динамика поступлений налога на прибыль выровнялась. Поэтому для регионов с лучшей бюджетной ситуацией динамика устойчивая благодаря стабильности поступлений собственных доходов. Для регионов, более зависимых от федеральной помощи (таких около 20), значимой становится логика распределения средств из федерального бюджета, — заметил он.
Объем прямой государственной поддержки развития регионов в виде межбюджетных трансфертов, по его словам, сейчас сокращается. Поэтому особую значимость приобретают дополнительные инструменты, в том числе меры регулирования долговой нагрузки, такие как списание задолженности по бюджетным кредитам, казначейские инфраструктурные кредиты, инвестиционные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации и др. Для регионов с меньшим уровнем бюджетной обеспеченности такие инструменты становятся основой формирования «бюджетов развития».
— В дополнительной финансовой поддержке нуждаются большинство субъектов Российской Федерации. Это не значит, что все регионы являются дотационными. Но даже территории с благоприятной бюджетной ситуацией, высоким объемом налоговых и неналоговых доходов нуждаются в средствах для долгосрочного финансирования крупных проектов, — пояснил он.
Долговые инструменты, по его мнению, оказываются наиболее эффективными именно для более благополучных территорий. В особенности это важно в условиях высокой ключевой ставки, когда даже самым развитым субъектам сложно и нецелесообразно привлекать в больших объемах коммерческие кредиты. Регионы с небольшим уровнем налоговых и неналоговых доходов, худшими условиями в большей степени ориентируются на межбюджетные трансферты.
Системная поддержка
Поддержка регионов должна быть многокомпонентной, считает Сергей Катырин. Важнейшим направлением остается стимулирование деловой активности на местах, особенно через развитие малого и среднего бизнеса. Здесь, по его мнению, эффективно себя показали такие меры, как программа льготного кредитования, зонтичные поручительства, лизинг, гарантии региональных гарантийных организаций и микрозаймы.
— В 2025 году акценты смещены на поддержку эффективных компаний в приоритетных отраслях — промышленности, IT, гостиничном бизнесе и общественном питании. Кроме того, реализуются программы «выращивания» поставщиков, офсетные договоры, строительство технопарков, развитие экспортного направления. Активно работают центры «Мой бизнес» — сегодня их 400 по всей стране, — отметил он.
Именно комплексная и гибкая поддержка позволяет, по его словам, говорить не только о выравнивании региональных дисбалансов, но и о долгосрочном развитии субъектов.
«Известия» также направили запрос в Минэк, но на момент публикации ответ получен не был.
источник: Известия