Владимир Путин предложил не уведомлять Совет Европы в случае прекращения действия чрезвычайного или военного положения в России. Страна вышла из состава организации весной 2022 года.

В базе данных Госдумы появился текст законопроекта президента Владимира Путина, который вносит поправки в порядок информирования ООН и Совета Европы в случае введения или прекращения в России военного или чрезвычайного положения. Накануне он назначил замглавы МИДа Александра Грушко своим представителем при рассмотрении инициативы.
В действующей редакции ст. 37 закона «О чрезвычайном положении» говорится, что в случае его введения Россия в течение трех дней уведомляет генсеков ООН и Совета Европы «о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения». Это делается в соответствии с обязательствами по Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В поправках предлагается исключить упоминание генсека Совета Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Законопроект вносит изменения и в ст. 22 закона «О военном положении», по которой Россия уведомляет ООН и Совет Европы в случае прекращения действия военного или чрезвычайного положений. Оттуда также предлагается убрать упоминание Совета Европы.
Членство России в Совете Европе было прекращено с 16 марта 2022 года. С сентября того же года Россия перестала быть стороной Конвенции о защите прав человека и основных свобод (также известна как Европейская конвенция по правам человека). Документ был разработан в 1950 году, он предусматривает: право на жизнь; запрет пыток; запрет рабства; право на свободу; право на справедливое судебное разбирательство и т. д.
Конвенция в том числе учредила Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), из-под юрисдикции которого Россия вышла в сентябре 2022-го.
В российском МИДе, комментируя решение запустить процедуру выхода из Совета Европы, отмечали, что оно «не повлияет на права и свободы» россиян; Россия «остается открытой к прагматичному и равноправному взаимодействию с членами организации по вопросам, представляющим взаимный интерес, и в рамках тех конвенций, участие в которых решит продолжать», заявили в ведомстве.
После выхода из Совета Европы Россия прекратила участие в нескольких соглашениях; в МИДе заявили, что «в случае любой дискриминации» Запада страна будет денонсировать конвенции СЕ, в которых продолжает участвовать.
источник: РБК
Что нужно знать о законе РФ о военном положении
Президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности сообщил, что подписал указ о введении военного положения в четырех присоединенных к России регионах — в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Что означает этот режим — в материале «Ъ».
- Как вводится военное положение
Согласно федеральному конституционный закону «О военном положении», под этим подразумевается особый правовой режим, который вводится на всей территории России или в отдельных ее местностях. Такое положение вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, бомбардировка территории России, блокада портов или берегов России иностранными вооруженными силами, засылка в страну вооруженных групп или наемников и другие действия, совершенные в нарушение Устава ООН.
Военное положение вводит лично президент России. Его указ незамедлительно передается в Совет федерации и рассматривается там в течение 48 часов. Решение принимается большинством голосов. Если сенаторы проголосуют «против», военное положение прекращает свое действие на следующий день после голосования.
Если сенаторы голосуют за введение военного положения, оно вводится с даты, которую предложил президент.
После введения военного положения Россия приостановит свои обязательства по международным договорам в части прав и свобод граждан. Страна информирует о новом статусе генерального секретаря ООН и генсека Совета Европы.
2. На кого распространяются изменения
В период действия военного положения могут ограничиваться права и свободы:
- граждан России,
- иностранных граждан,
- лиц без гражданства,
- должностных лиц,
- организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Что меняется после введения военного положения
После введения военного положения возможны:
- проведение полной мобилизации;
- организация территориальной обороны (усиление охраны общественного порядка и стратегических объектов);
- введение трудовой обязанности (принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов и другие работы);
- комендантский час;
- принудительный досмотр граждан и задержания на срок до 30 суток;
- изъятие имущества граждан и частных организаций с последующей компенсацией его стоимости;
- ограничение въезда, выезда и свободы передвижения по регионам, где введено военное положение;
- запрет или ограничение на выбор места жительства;
- запрет на выезд из России;
- высылка иностранцев;
- ограничение продажи лекарств, алкоголя, оружия и опасных веществ;
- запрет митингов и забастовок;
- военная цензура почтовых отправлений и средств массовой информации;
- контроль телефонных переговоров;
- приостановка деятельности политических партий, иностранных и международных организаций, чья пропаганда подрывает безопасность страны;
- повышенный режим секретности на некоторых предприятиях и в госорганах;
- временная эвакуация предприятий, культурных ценностей и населения.
В период действия военного положения также не проводятся референдумы и выборы:
- президента России;
- депутатов Государственной думы;
- депутатов местных органов самоуправления.
В соответствии с указом президента «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации» в связи с введением военного положения в четырех субъектах РФ, главы указанных регионов реализуют также следующие меры:
а) усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;.
б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;.
в) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;.
г) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;.
д) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;.
е) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны.
4. Когда прекратится действие военного положения
Военное положение отменяется указом президента после того, как исчезли причины его введения. С его отменой отменяются все нормативные акты, принятые в период военного положения. Органы исполнительной власти и военного управления возвращаются к обычной работе.
На практике военное положение может сохраняться даже после прекращения боевых действий.
Последний раз его вводили во время Великой Отечественной войны. С 22 июня 1941 года особый правовой режим действовал почти на всей европейской части СССР и постепенно расширялся. На большей части СССР его отменили 21 сентября 1945 года. В Литовской, Латвийской, Эстонской ССР, на западе Белорусской и Украинской ССР военное положение отменили только 4 июля 1946 года, на транспортных объектах еще позже — 2 мая 1948 года.