Данные о том, сколько зарабатывает в России крупнейший сервис бронирования отелей Booking.com, впервые стали известны в ходе судебного разбирательства с ФАС. В 2018 году на российский рынок приходилось 1,2% выручки всей группы
Крупнейшей сервис по бронированию отелей и средств размещения Booking.com в 2018 году заработал в России 11,3 млрд руб. Это выяснилось из полного текста решения Арбитражного суда Москвы, вынесенного по судебному разбирательству между Федеральной антимонопольной службой и Booking.com. В рамках этого дела сервис пытался оспорить вынесенный ему оборотный штраф в 1,3 млрд руб., но суд встал на сторону ФАС.
Данные о своей выручке в России Booking.com раскрыл впервые. Сведения о доходах в рамках разбирательства с ФАС о злоупотреблении доминирующим положением на российском рынке предоставила сама компания, пояснили РБК в пресс-службе ведомства. Эти данные были использованы для расчета штрафа за нарушение.
В России у Booking.com есть собственное юрлицо, ООО «Букинг.ком Русиа», но оно, как указано в его отчетности, осуществляет только маркетинговые услуги и оказывает поддержку нидерландской Booking.com B.V. при онлайн-бронировании на территории России. В 2018 году выручка по РСБУ этого юрлица составила 737,6 млн руб. Основной доход от работы в России получает напрямую нидерландская Booking.com B.V.
РБК направил запрос в пресс-службу Booking.com.
Головная компания сервиса Booking.com — зарегистрированная в США и торгующаяся на Нью-Йорской фондовой бирже Booking Holdings — в своей отчетности не раскрывает данные о доходах в отдельных странах за исключением США и Нидерландов.
Из приведенной в решении Арбитражного суда Москвы суммы следует, что на российский рынок в 2018 году могло приходиться около 1,2% всей выручки Booking Holdings (компании помимо Booking.com принадлежит сервис проката автомобилей Rentalcars.com, поисковик туров Kayak, сервис по заказу столиков в ресторанах OpenTable). Выручка Booking Holdings за тот год составила $14,5 млрд, а выручка Booking.com в России, исходя из средневзвешенного курса доллара к рублю за 2018 год, — $180,4 млн. Для сравнения выручка в Нидерландах, где находится штаб-квартира самого сервиса Booking.com, составила тогда $11,1 млрд (76,5% от всей выручки холдинга), в США — $1,6 млрд (11%).
Основную часть доходов Booking Holdings получает в виде комиссии от агентской деятельности: их платили отели и другие поставщики туристических услуг за бронирования путешествий через принадлежащие холдингу платформы. Агентские вознаграждения принесли Booking Holdings в 2018 году около 72% всей годовой выручки, или $10,4 млрд. Практически весь агентский доход холдинг получает от бронирования жилья через сервис Booking.com, указано в отчетности головной компании.
Средний размер комиссии на глобальном уровне у Booking.com составляет 15%, отель платит ее только в том случае, если клиент заехал и оплатил бронирование, пояснял в интервью РБК глава компании в России Алексей Матушкин. Исходя из среднего размера комиссии и суммы выручки, можно сделать вывод, что в 2018 году через Booking.com российскими туристами было забронировано жилье примерно на 75,3 млрд руб.
По оценке, которую приводила ФАС, три года назад Booking.com занимал в денежном выражении 80% российского рынка агрегаторов информации о средствах размещения. Если опираться на эту оценку, то через все подобные платформы в 2018 году россияне могли забронировать жилье на 94,1 млрд руб.
Источник: РБК